Как Facebook превратилась в главное поле битвы американских выборов

2 года ago Павел Ветров 0

New York Times – о том, как влиятельная и повсеместная соцсеть стала объектом политических манипуляций

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook насчитывает 1,7 млрд активных пользователей в месяц. Двести миллионов из них – американцы, и это почти две трети населения США. При этом 44% американцев признаются (по данным Pew Research Centre за 2016 год), что читают новости именно через Facebook. Получается, что огромное количество населения формирует свои представления о мире с помощью новостной ленты этой соцсети. И трудно отрицать, что в руках компании Цукерберга сосредоточена большая власть и влияние на умы людей, особенно в разгаре предвыборной гонки в США.

В мае 2016 года на этой почве разгорелся скандал: на сайте Gizmodo появилась статья, в которой бывшие сотрудники компании обвиняли ее в политической предвзятости и рассказывали, что в ленте Trending Topics (актуальные темы) в Facebook намеренно отсеиваются посты консервативных СМИ в пользу либеральных. В ответ на обвинения Facebook заявила, что поправит алгоритм формирования ленты трендов, однако в своей намеренной предвзятости не призналась. Критика компании была жесткой: одно из консервативных СМИ даже заявило, что его «коммуникации находятся в руках врагов». Некоторые специалисты высказали тогда мнение, что суть проблемы в том, что живые люди с определенными убеждениями, разрабатывая алгоритм формирования ленты, не могут не влиять на него хотя бы косвенно и подспудно.

В отличие от ленты Trending Topics, которая не так уж и заметна в интерфейсе соцсети, новостная лента – тоже персонализированная – является гораздо более мощным инструментом влияния на пользователя Facebook. Возможно, раньше вы не обращали на это внимания, но в зависимости от ваших лайков, кликов и шеров соцсеть способна не только понять ваши интересы и хобби, но и отнести вас к тому или иному политическому лагерю (свою характеристику можно проверить здесь).

Если вы поставите лайк посту в поддержку Хиллари Клинтон, вас пометят как либерала, и даже если вы не будете ставить лайки никому из кандидатов, Facebook сделает выводы о вас на основе политических взглядов тех пользователей, у которых с вами пересекаются другие интересы, рассказывает New York Times. Исходя из информации, которую соцсеть собирает о вас, формируется не только лента новостей, но и реклама на странице Facebook – и именно поэтому знание о ваших любимых странах или марках одежды материально ценно.

Руководителям политических кампаний также важно понимать ваши предпочтения, чтобы знать, кого следует привлечь к своим мероприятиям. Например, команда Дональда Трампа заплатила Facebook, чтобы его реклама показывалась именно тем пользователям, кто отмечен как «политически умеренный», пишет NYT. При этом рекламный контент одного заказчика также различается: то, что видят ярые сторонники одной партии, отлично от того, что видят те, кто только-только включился в предвыборную кампанию.

Раньше, еще до расцвета соцсетей, какой-либо интернет-ресурс мог привлечь свою аудиторию лишь двумя путями: через основную страницу сайта и через поисковые сервисы. К 2009 году, как объясняет в другой своей статье NYT, издатели поняли, что лайк и шер в Facebook способны принести существенный трафик и самому сайту. Год спустя компания ввела возможность делиться в соцсети материалами прямо с основной страницы сайта (сейчас буквально у каждой статьи стоят кнопки Twitter, Facebook и других соцсетей). К 2012 году переходы с постов в Facebook уже конкурировали с переходами из поиска в Google, а распространение смартфонов еще больше увеличило вовлеченность пользователей в жизнь соцсети.

В зависимости от ваших кликов Facebook относит вас к тому или иному политическому лагерю

Новая реальность породила новый вид новостного ресурса в виде тематического паблика в Facebook. В отличие от традиционных медиа эти паблики не гонятся за увеличением трафика на сайте с помощью переходов с соцсетей – большинства из них просто не существует за ее границами. Они вполне гармонично существуют в замкнутом мирке Facebook. Авторы этих пабликов – «профессиональные пользователи» этой соцсети, как называет их NYT. Их главная цель – чтобы человек поставил лайк или шер их посту и запустил «эффект» персонализированной новостной ленты. Посты таких пабликов могут позволить себе любую вольность – они не являются официальными СМИ. Поэтому они привлекают к себе большое внимание.

Подобные страницы зарабатывают себе сотни тысяч или даже миллионы подписчиков, что часто сопоставимо с аудиторией пабликов крупных СМИ. В преддверии президентских выборов в США, когда американское (да и не только) общество бурлит политическими дебатами, умелая игра на предпочтениях пользователей через их ленту в Facebook может принести ресурсу быструю славу и сделать его достаточно влиятельным. Таких страниц в этой соцсети сейчас сотни, и среди них можно встретить такие яркие названия, как Occupy Democrats, Make America Great, The Angry Patriot, Being Liberal, Opposing Views, Fed-Up Americans, рассказывает NYT. Их контент носит броский характер (часто это мемы с яркими цитатами политиков) и имеет четкую политическую установку. Ее нередко можно безошибочно считать уже из их названий.

Occupy Democrats сейчас имеет более 3,6 млн подписчиков. В начале предвыборной кампании в США страница сконцентрировалась на одном лишь кандидате – Берни Сандерсе, и популярность паблика росла вместе с его успехом. Мемы с его цитатами, которые производили авторы Occupy Democrats, расходились по соцсети, и один из админов страницы сказал в разговоре с NYT: «Я нарисовал, наверное, 10 тысяч картинок, и кажется, будто я проработал 10 тысяч фокус-групп». Трудности пришли, когда кампания Сандерса завершилась – страница потеряла свою звездную фигуру, за счет которой жила и множилась подписчиками. Ей пришлось переориентироваться на критику Дональда Трампа, чему по идее должна была сочувствовать аудитория, разделяющая убеждения Сандерса. Это подтвердилось: например, пост о том, что Трамп – не профессионал и психически нестабилен (в конце обязательно стояла приписка «Поделись этим постом, если согласен»), собрал более 40 тысяч шеров.

Посты другого политического паблика – Make America Great (предвыборный лозунг Трампа) – видят от 600 тысяч до 1,7 млн человек ежедневно, рассказывает NYT. Сообщество было основано год назад, и сейчас у него около полумиллиона подписчиков. Его посты лайкали и комментировали миллионы пользователей, и по этим показателям он обходит такое крупное национальное медиа, как USA Today. Некоторые подписчики даже путают Make America Great с официальной страницей предвыборной кампании этого кандидата.

Литтлпейдж пытался вести страницы, пропагандирующие левые взгляды, но дохода они не принесли

Пабликом Make America Great управляет из дома интернет-маркетолог Адам Николофф. Удаленно ему помогают еще два человека, которые занимаются разработкой уникального контента, чтобы с паблика можно было уходить на сайт с множеством рекламы. Сам Николофф, убежденный консерватор, рассказывает, что в начале предвыборной гонки он симпатизировал совсем другим кандидатам от Республиканской партии, нежели Трампу, однако понял, что именно на этой фигуре можно сделать хорошие деньги из-за его «заразительной популистской риторики». Доходы от рекламы на сайте Николоффа в прошлом месяце, по его словам, составляли порядка $30 тысяч. Политические паблики другого сторонника Республиканской партии, Терри Литтлпейджа – их у него в Facebook порядка пятидесяти, – зарабатывают на риторике Трампа до $60 тысяч в месяц. Литтлпейдж рассказал NYT, что пытался вести другие страницы – пропагандирующие левые взгляды, – однако дохода они ему не принесли.

Успех этих политических ресурсов держится на страстях предвыборной кампании и, вполне возможно, сдуется с избранием следующего президента США. Однако уже сейчас, например, есть компания Liberty Alliance, которая может им в этом помочь. Она управляет сотней сайтов и 150 пабликами в Facebook. Тем, кто уже сделал себе имя, компания делает сайт, обеспечивает на нем рекламу и помогает с контентом. В прошлом году доход Liberty Alliance, аудитория которой насчитывает 50 млн человек, был равен $12 млн, рассказывает NYT.

Недавно Facebok объявила, что намерена бороться с провокационными заголовками и отфильтровывать их из новостной ленты пользователей. Это не очень приятная новость для авторов таких пропагандистских политических пабликов. Кто из них удержится на плаву, пока Facebook будет дорабатывать алгоритм персонализации ленты, покажет время. Впрочем, эта соцсеть, которая продолжает расширяться и изобретать новые инструменты работы с информацией, слишком лакомый кусочек, чтобы они не сумели под него подстроиться.

0

Автор публикации

не в сети 1 год

Павел Ветров

0
Комментарии: 0Публикации: 110Регистрация: 27-04-2017